KERAMA MARAZZI — партнер выставки художника Александра Пономарева в Музее Москвы

14 июня 2022
KERAMA MARAZZI — партнер выставки художника Александра Пономарева в Музее Москвы

На прошлой неделе в Музее Москвы открылась персональная выставка одного их самых известных современных художников в России Александра Пономарева «Без берегов». Партнерами выставки выступили Крокин галерея, компания KERAMA MARAZZI и компания Surface Lab.


Ранее мы уже писали в нашей новостной ленте об Александре Пономареве — моряке, художнике, кураторе, организаторе первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.
Выставка «Без берегов» проходит в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через 15 лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Экспозиция дает представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. На выставке в Музее Москвы представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. «Икар» никогда не сможет взлететь, но благодаря своей минимальной материальности, полому фюзеляжу и узким крыльям, аппарат производит впечатление чего-то неустойчивого и летучего — передает эффект не присутствия, а отсутствия.
В залах музея появятся две инсталляции с кораблями. Покрытое льдом судно Concordia, впервые представленное в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году, и инсталляция «Теория струн» — перевернутый корабль, корпус которого сделан из специального бетона, замешанного на вулканическом пепле. Также в экспозиции посетители впервые увидят 12-метровое керамическое панно с древнеегипетскими текстами и рисунками — подобное панно находится в основании легендарной инсталляции «Уроборос», сделанной в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now и установленное на плато Гиза. «Уроборос» — метафора бесконечности человеческой жизни.

Из интервью Александра Пономарева порталу «Культурология»:
«Создание инсталляции Убороборос действительно велось в трех странах. В Новой Зеландии считали нагрузки на специальных программах, в Египте, в Александрии, изготавливали металлические конструкции по нашим чертежами. В России мы вместе с галереей Surface Lab Art и ее директором Ахметом Кагировым проектировали панно, которое находится в основании: компоновали тексты, делали рисунки, увеличивали до невероятных размеров. На производстве KERAMA MARAZZI мы создали специальную печать, разработали модули, чтобы их можно было перенаправить в Каир. Только после этого были печать и обжиг. Это был очень сложный процесс...»
На торжественном открытии выставки 7 июня с приветственной речью выступили: 
Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы
Марина Лошак, директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Сергей Хачатуров, арт-критик, историк искусства, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Выставка пройдет до 31 июля 2022 по адресу: Москва, Зубовский бульвар, д. 2, ст. м. Парк Культуры. 
Купить билет можно в кассах Музея или на сайте: www.mosmuseum.ru
Фотографии: Ирина Лопаткина, пресс-служба Музея Москвы.