Интерьер с историей: как использовать сторителлинг в дизайн-проекте

Во многих гуманитарных дисциплинах сегодня используют сторителлинг: этот метод позволяет придать любой истории черты увлекательного рассказа, который «держит» читателей с первых строчек до финала. Такое внимание аудитории — желанная цель не только беллетристов, но и интерьерных дизайнеров. Как именно они могут сделать из своего проекта эмоциональное повествование? Рассмотрим на примере нескольких проектов из Гран-при KERAMA MARAZZI 2023.


Как и в искусстве рассказывания историй, в интерьерном дизайне есть несколько инструментов, помогающих создать уникальный опыт. Иногда их называют «элементами повествования», по аналогии с литературными приёмами.

Чтобы оценить, насколько сторителлинг может менять восприятие обстановки, приведём ставший классическим пример из сферы выставочного дизайна. Вскоре после выхода фильма «Титаник» была организована выставка артефактов, поднятых со дна Атлантики после знаменитого крушения. Чтобы создать у каждого посетителя эмоциональную связь с экспонатами, на входе каждому выдавался случайный «билет на борт», и только пройдя через все залы можно было узнать о судьбе того реального пассажира, которому этот билет достался в роковом 1912-м.

Погружение в контекст

Приём из примера выше называется погружением в контекст. Очень часто этот контекст связан с историей места или здания, в котором создается интерьер. Таким образом, здесь есть возможность творчески раскрыть и усилить те исходные «вводные», которые есть у объекта изначально.

Победитель в номинации «Интерьеры жилых помещений» Гран-при 2023 — проект «Дом в соснах» дизайнера Олега Рожнева. Для строительства дома был выбран загородный участок, поросший молодыми соснами, и это обстоятельcтво стало важной частью проекта. Его архитектура, предусматривающая большой внутренний двор, буквально впускает в себя природу. Частью общего подхода стал и выбор материалов для строительства и отделки. Это натуральная лиственница и тёмный камень: красота данного материала в интерьерах и экстерьерах представлена керамическим гранитом «Ардезия» формата СУПЕРМАКСИ.

Создание сюжета дизайн-проекта

Второй инструмент сторителлинга, имеющийся в арсенале дизайнера, — выстраивание визуального и тактильного контакта с пространством, исходя из имеющихся в нём маршрутов. Так, интерьер квартиры почти всегда начинается с вешалки (вернее, с прихожей), продолжается коридором и приходит к точке кульминации — гостиной или просторной кухне. Следуя по этому маршруту, гости замечают всё новые особенности обстановки и отделки, а дизайнер умело управляет их вниманием.

Обладатель III места в номинации «Интерьеры жилых помещений» — проект «Харлей Дэвидсон, не ковбой Мальборо», реализованный дизайнерами Александром Глебовым и Анной Коньшиной. Здесь остановка подобна пьесе, состоящей из двух актов. В первом видим брутальный мотоциклетный гараж, в отделке которого использован сверхкрупный керамогранит «Карбон». А вот второй этаж задаёт совсем другое настроение и раскрывает личность владельца гаража с другой стороны. Он не только поклонник быстрой езды, но и любитель уютных посиделок с друзьями в обстановке с просторным диваном, зоной ТВ и функциональной кухней, оборудованной грилем и барной стойкой.

Игра со структурой

Если первые два приёма можно назвать «основным меню» сторителлинга, то игра со структурой подобна специи или усилителю вкуса. Структура делает дизайнерскую историю более осязаемой в каждой точке, где хочется передать определённый образ или настроение. Для этого стоит использовать визуальный ритм, работать с контрастами, активно внедрять декоры и различные текстуры.

Проект Евгении Соловьевой «Эко-вилла Позитано» отмечен поощрительным призом Гран-при 2023. Ритм интерьера построен на чередовании тёплых и холодных оттенков, разных фактур и элементов отделки и декора. Здесь использована и майоличная красота декоров «Капри», и изящная мозаика «Арабески», грубые и мягкие фактуры декоративной штукатурки, каменная кладка и кованые элементы. Керамическая отделка помогла придать каждому помещению свой особый колорит: переходя из комнаты в комнату, здесь можно совершить целое путешествие по местам, вдохновленным южным побережьем Италии.
В идеальном случае повествование, переданное с помощью интерьера, должно создавать новые возможности для трактовок — и у каждого из тех, кто попадёт в такую обстановку, история будет своей, помноженной на личный опыт. В этой недосказанности, отсутствии буквальных указаний к тому, как нужно воспринимать увиденное, есть большой элемент творческой свободы. Желаем насладиться ей, используя в своих проектах инструменты сторителлинга!