KERAMA MARAZZI, Александр Пономарев и Surface Lab Art представят инсталляцию «Уроборос» на биеннале Forever Is Now 2021 в Каире

13 октября 2021
KERAMA MARAZZI, Александр Пономарев и Surface Lab Art представят инсталляцию «Уроборос» на биеннале Forever Is Now 2021 в Каире


С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке KERAMA MARAZZI и российской галереи Surface Lab Art представит 16-метровую инсталляцию «Уроборос». Проект будет реализован в рамках биеннале современного искусства Forever is Now 2021, первой выставки, которая пройдет на плато Гиза за 4500-летнюю историю пирамид, и продемонстрирует, как Древний Египет оставался важнейшим источником вдохновения для художников на протяжении всей мировой истории.

Инсталляция «Уроборос» Александра Пономарева представляет собой аллюзию на две «солнечные ладьи», найденные археологами в тайниках у подножия пирамиды Хеопса. Ладьи разделены песочными часами в форме двух стеклянных пирамид и керамическим основанием с изображением известной эмблемой уробороса — змеи, кусающей свой хвост.
Для инсталляции «Уроборос» по инициативе KERAMA MARAZZI и Surface Lab вместе с художником было создано керамическое панно, изображающее непосредственно змея. Иеоглифический текст, переданный галерее российским ученым и руководителем Центра археологии Нильской долины института Максимом Лебедевым, дает слово самим древним египтянам, рассказывает об их отношении к великим циклам жизни и вечному путешествию, иллюстрирует их надежды и молитвы. С одной стороны, панно повествует о взглядах древнего народа на связь Солнца с жизненными циклами на земле, а с другой — вспоминает простых представителей этой великой цивилизации, даруя им то, чего они больше всего желали — сохранение памяти о себе.
Эскиз художника был перенесен на панно из персонализированного керамического гранита формата 60×60 см и толщиной 11 мм, где каждая плита имеет свой уникальный рисунок. Всего в панно было использовано 72 плиты. Общая площадь панно 2,4×10,8 м.

Инсталляция «Уроборос» проектируется и изготавливается в России, Новой Зеландии и Египте. Проект реализуется при поддержке международной компании, входящей в число лидеров рынка керамики, KERAMA MARAZZI и галереи Surface Lab Art, которая развивает паблик-арт проекты, интегрирует искусство в общественные пространства и развивает направление «искусства в архитектурных проектах». 
8 октября состоялась презентация инсталляции «Уроборос» в Музее архитектуры им. Щусева. Мероприятие посетили российские архитекторы, дизайнеры, художники, галеристы, искусствоведы.

О биеннале
Forever Is Now — это биеннале современного искусства, главная миссия которого — проиллюстрировать глобальное влияние Древнего Египта и раскрыть идею инклюзивности современных культурных практик. Независимо от того, практикуется ли оно древними египтянами или современными художниками, создание искусства позволяет одному поколению свидетельствовать о настоящем и говорить с другим. Forever Is Now станет межкультурным проектом и продемонстрирует, как Древний Египет оставался важнейшим источником вдохновения для художников на протяжении всей мировой истории. Forever Is Now — первая выставка, которая пройдет на плато Гиза за 4500-летнюю историю пирамид. Проект представляет собой слияние древнего наследия и современного искусства в самом старом и последнем из семи чудес древнего мира, который сегодня сохранился как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди других авторов, которые представят инсталляции в рамках проекта — Лоренцо Куинн (Италия), JR (Франция), Гизела Колон (США) и другие. Биеннале проводится платформой Art d’Égypte.
О художнике
Александр Пономарев (1957, Днепропетровск, Украина, СССР) окончил Орловское художественное училище в 1973 году и Морское инженерное училище в Одессе в 1979 году, проработал несколько лет офицером парусного экипажа на различных кораблях ВМФ России.
 За последние тридцать лет он организовал более сотни художественных проектов и выставок. В 2007 году представлял Россию на 52-й Венецианской биеннале современного искусства. В 2009 году пришвартовал свою художественную подводную лодку в Университете Ка’Фоскари на Гранд-канале в рамках 53-й Венецианской биеннале. С 2000 года участник ряда экспедиций в Антарктику и Арктику на научно-исследовательских судах РАН. Он является инициатором проведения биеннале современного искусства в Антарктике и создания первого наднационального антарктического павильона в Венеции. В 2017 года он стал комиссаром первой в истории Антарктической биеннале современного искусства под патронатом ЮНЕСКО на исследовательском судне «Академик Сергей Вавилов». В 2014 году журнал Foreign Policy назвал его одним из ведущих мировых мыслителей. Является членом Российской Академии художеств и был награжден Министерством культуры Франции Офицером искусств и литературы. Его работы находятся в ведущих частных и государственных коллекциях произведений искусства.