«КАБАНЧИК»: СЛЕД В ИСТОРИИ

У керамической плитки, которую девелоперы сегодня используют для создания ярких кирпичных фасадов, очень богатая история. Отделочный кирпич, или по-другому «кабанчик», успел оставить след и в Париже начала XX века, и в нью-йоркском метро, и на известных архитектурных памятниках эпохи модерна.


Один из первых громких проектов, где была использована плитка в формате «кабанчика», стоит искать не на земной поверхности, а в подземелье Парижа. Работая над отделкой первых станций и вестибюлей парижского метро, архитектор Эктор Гимар предложил использовать керамическую плитку формата 7,5×15. Благодаря этому с начала прошлого века такую плитку в Европе теперь знают под именем «метро». Глянцевые кирпичики с аккуратной гранью до сих пор остаются визитной карточкой парижской подземки. И не только парижской: в Нью-Йорке и Лондоне также используется подобное покрытие, долговечное и лёгкое в уходе.
А как обстояли дела с «кабанчиком» в более привычной нам городской архитектуре на рубеже XIX и XX веков? Этот период связан с настоящей революцией, изменившей как стиль зданий, так и применяемые технологии. С одной стороны, в крупных городах стали строить больше многоэтажных особняков и доходных домов, да и фабричное производство уже могло обеспечить нужное качество материалов — в том числе отделочных кирпичиков и плитки для облицовки фасадов.

Своим названием плитка «кабанчик» обязана особенностям производства. У каждой заготовки, которую глазуровали и запекали, в торцевой части для удобства были проделаны два сквозных отверстия — своеобразный нос-пятачок. Перед укладкой мастер раскалывал заготовку надвое, чтобы получить две отдельные плитки с шероховатой задней поверхностью. Сейчас «кабанчиком» называют отделочный кирпич и плитку, размеры которой варьируются от 120 × 65 мм до 285 × 85 мм.


С другой — в моду вошёл стиль модерн. Одним из его главных выразительных средств стала керамика. В этом нетрудно убедиться, пройдя по центральным районам Москвы и Санкт-Петербурга, где сохранилось немало замечательных примеров архитектуры ар-нуво. Большинство фасадов, которые мы видим сегодня, без серьёзных изменений перенесли все перипетии ушедшего века и перешли в новое тысячелетие, подтверждая редкую надёжность фасадной облицовки.
В Москве наиболее известные примеры фасадного «кабанчика» — особняк Рябушинского на Малой Никитской и дом Дерожинской в Кропоткинском переулке. Оба здания возведены по проекту Фёдора Шехтеля, и в обоих случаях на фасадах использована поливная керамическая плитка. Подойдите к этим шедеврам и убедитесь в блестящем (буквально!) состоянии отделки.

Особняк рябушинского

Дом дорожинской

Дом Миансаровой на Сухаревской площади — один из несомненных образцов неорусского стиля в сочетании с модерном. Здание, которое москвичи прозвали «дом с изразцами», архитектор Сергей Родионов обильно украсил декоративными элементами и поливной плиткой, изготовленными на Абрамцевском керамическом заводе промышленника Саввы Мамонтова.
В Санкт-Петербурге за фасадным «кабанчиком» лучше отправиться на Каменноостровский проспект: архитектура в стиле модерн представлена здесь во всём многообразии, от рационалистичных до роскошных вариантов. В начале проспекта можно полюбоваться на фасады знаменитого особняка Матильды Кшесинской, знаменитой примы Мариинского театра. Не менее интересны и здания невдалеке от Каменноостровского — например, особняк Чаева (ул. Рентгена, 9). На его фасаде — характерное сочетание материалов: гранит, облицовочный кирпич и цветная плитка.

 особняк Матильды Кшесинской

особняк чаева

В отделке некоторых домов в стиле модерн можно увидеть майолику с изящным переходом цвета или панно с живописными сюжетами. Но немало встречается и однотонных фасадов, целиком выполненных в одном цвете. Красота такого решения, в том числе, заключена в стройной сетке швов, которая добавляла отделке визуальной чистоты. Кроме того, однотонный глянцевый фасад смотрелся намного «дороже» и кирпичной кладки, и недолговечной штукатурки. В доме Бажанова (ул. Марата, 72) во внутренних дворах применён «кабанчик», делающий пространство более светлым и чистым, в сочетании с цветной плиткой.

дом бажанова

Дом бажанова

Возвращаясь в современную эпоху, отметим, что сегодня фасадный кабанчик производится в гораздо больших объёмах: строители по-прежнему активно применяют это термоустойчивое, не боящееся влаги решение для облицовки жилых и общественных изданий. При этом такая плитка по своим характеристикам способна прослужить десятилетия, становясь частью новейшей городской истории.
Благодарим музей архитектурной керамики КЕРАМАРХ за помощь в подготовке статьи.