«Уроборос» Александра Пономарёва

Осенью 2021 года покой величественных египетских пирамид впервые за последние 4500 лет был нарушен. Дебютную выставку современного искусства на плато Гиза назвали Forever is Now: «Всегда — это сейчас».


Главная цель проекта — продемонстрировать взаимосвязь цивилизаций прошлого и настоящего через визуальные образы, исследующие проблемы земли, традиций, духовности и технологий. Для участия платформа Art d’Égypte пригласила художников со всех концов планеты, отобрав 10 лучших предложений. Единственным привлеченным автором из России стал художник Александр Пономарев. Он известен в России и за рубежом как организатор более 100 художественных проектов и выставок. Бывший моряк, вечный исследователь и мечтатель, он с равным успехом командует кораблями в Ледовитом океане и посреди пустыни Сахары.
Инсталляция «Уроборос» проектировалась и изготавливалась сразу на трех континентах при поддержке KERAMA MARAZZI и SURFACE LABORATORY. Это одновременно и корабль, и колесо Сансары, и ладьи, непрерывно плывущие по верхнему и нижнему (загробному) миру (именно такие были найдены у подножия пирамиды Хеопса), и неумолимо утекающее, как песок сквозь пальцы, время, и, конечно же, змей, кусающий сам себя за хвост (он и есть уроборос). В общем, все то, что так или иначе на протяжении тысячелетий символизировало цикличность жизни и смерти и процесс перерождения: один поворот лодок — а он происходит либо при активации специальных рычагов-«весел» на 16-метровой конструкции, либо под воздействием песчаных бурь — и вот уже два мира меняются местами, стеклянные пирамиды песочных часов переворачиваются и начинают отсчет заново.

Что касается керамического панно в основании инсталляции, то оно изображает непосредственно уробороса-змея, образующего собой горизонтальную восьмерку — математический символ бесконечности. Кроме того, панно, созданное на производстве KERAMA MARAZZI, покрыто подлинными египетскими письменами: иероглифический текст был передан авторам Центром археологии Нильской долины. Текст, раскрытый российскими учеными в течение последних 15 лет, дает слово самим древним египтянам, рассказывая об их отношении к великим циклам жизни и вечному путешествию.
Для KERAMA MARAZZI это уже не первый опыт взаимодействия с современным искусством. Галерея SURFACE LAB ART — подразделение компании-производителя керамики — как раз и была создана для работы с уникальными проектами. «Нам нравится удивлять и демонстрировать такие возможности нашей продукции, которые никогда не увидишь и не покажешь, имея дело лишь с плиткой для ванной», — комментирует Лариса Новикова, президент KERAMA MARAZZI. — «Кроме того, поддержка музейных проектов для нас — это выход на новые аудитории. А еще мы верим в коллаборации — одну из движущих сил современного бизнеса».

В этом году очередная коллаборация компании с Александром Пономаревым и архитектором Алексеем Козыревым представлена на АРХ Москве при поддержке SURFACE LABORATORY: в монументальный «Павильон элементов обратного времени» интегрированы символы всех «свободных стихий», и керамогранит СУПЕРМАКСИ, конечно же, «отвечает» за огонь.

Что до пономаревского «Уробороса», то именно эту работу — единственную из всех — организаторы выставки в Египте демонтировать не стали. Керамический змей навечно остался у подножия пирамид. А вечность — это сейчас.
Благодарим журнал «Проект Россия» за предоставленный текст публикации.