Художник, произведения которого находятся в крупнейших отечественных и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году, представлявший Россию на 52-й Биеннале современного искусства в Венеции, Александр Пономарев — герой нашего эксклюзивного интервью.
Представьте, пожалуйста, основную концепцию вашей персональной выставки в Третьяковской галерее.
В Инженерном корпусе проходит моя уже вторая персональная выставка в Национальной галерее, где до 17 марта 2024 года я буду рад видеть друзей и читателей вашего журнала. Вот уже 26 лет минуло с первой выставки на Крымском Валу, и, конечно, прошедшие годы дают некие основания для того, чтобы подумать о ретроспективе, чтобы вспомнить, а точнее собрать часть того, что удалось сделать за это время. По крайней мере, так хочется отметить композиционно важные инсталляции, которых я немало реализовал в разных частях земного шара — в океане, в пустынях, в культурных центрах и храмах искусств по всему миру и, конечно, дома, в России. Какие-то работы до сих пор действуют, а некоторые объекты закономерно уже прекратили свое существование. То, что мне удалось когда-то реализовать в Антарктиде, сегодня живет уже только в пространстве культуры. Вместе с моим другом, замечательным архитектором Алексеем Козырем, и соратниками из его мастерской мы придумали пространство, которое я условно называю «Вундеркамера, или камера чудес» — экспозиционный модуль, вмещающий специально сделанные под него макеты, на которые можно посмотреть как бы со стороны, с высоты птичьего полета. Большую часть пространства второго этажа экспозиции занимает масштабная инсталляция, изготовленная из архитектурного стекла специально для выставки, представляющая собой прозрачный корабль, парящий в океане синего стеклобоя, стремительный и хрупкий одновременно. И название у этой работы соответствующее: «Хрупкость плывущего мира», так я попытался передать его прозрачность, изменчивость, движение и нестабильность. На выставке также представлены мои рисунки: некоторые из них я делаю прямо на старых навигационных картах, собранных на мостиках тех судов, на которых хожу иногда в океанские экспедиции. Часть рисунков — это подготовительные наброски к объектам, другие же — как бы просто странички из судового журнала, при помощи которого мы, художники, общаемся с мировым пространством.