АНДРЕА САЛЬВАДОР: «МОЗАИКА — ИДЕАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВЫРАЗИТЬ ТО, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»

В газете Ceramic News №3 за 2021 год мы опубликовали фрагменты интервью с итальянским художником-мозаичистом Андреа Сальвадором. Этот автор использует традиционные материалы, такие как стекло и керамика, при создании ярких объектов современного искусства — оригинальных мозаичных панно. В блоге приводим полный вариант этого текста.


Как вы пришли к работе с мозаикой?

До того как стать художником, я много лет работал техническим дизайнером, одновременно интересуясь разными направлениями искусства и их прикладной, «ремесленной» стороной. Когда я открыл для себя мозаичную технику, она увлекла меня настолько, что я оставил все другие занятия и полностью погрузился в изучение мозаики.

Мозаика стала для меня идеальным способом выразить то, что я чувствую и чем хотел бы поделиться через творчество. Это настоящая любовь, которой я подпитываю каждую новую работу и которая в свою очередь питает и развивает меня. В мозаике заключена «правда материала». Она в натуральной теплоте, внутренней силе, естественной красоте фактурных поверхностей: всего этого мне не хватает в современной живописи.

Каждой новой работой я стараюсь доказать, что мозаика может преодолеть те узкие рамки, в которых она была заключена с древних времен. Я бросаю вызов возможностям материала, осознавая, что поколения мозаичистов до меня установили свои строгие правила, но сохраняю уверенность в том, что в мозаике все ещё осталось место для технологических и концептуальных открытий.

Как на ваше творчество повлияло то, что вы родились и живете в стране с такими богатыми мозаичными традициями?

Я вырос на севере Италии, где мозаичные своды, полы и стены базилик Венеции или Аквилеи являются источником постоянного вдохновения. Древняя мозаика поражает монументальностью, большой формат позволяет раскрыть множество деталей. Мозаичные «повествования», выложенные на апсидах и фасадах наших церквей, по площади занимают многие десятки квадратных метров!

Но и в двадцатом веке мы находим много интересных примеров использования мозаики, и не только в Италии. Я хорошо помню станцию метро «Маяковская» в Санкт-Петербурге — и московскую, с великолепными работами Александра Дейнеки. Эти мозаичные панно послужили источником вдохновения уже для моих проектов. Так мозаика ведет к сюжетам и техникам, которые ещё не исследованы, позволяя работать с новыми материалами, такими как муранское стекло и керамика.

Где вы обычно находите сюжеты для своих мозаик?

В центре моих работ — человек и моменты, которые часто остаются незамеченными, но благодаря мозаике превращаются в воспоминания вне времени. В поисках сюжетов я делаю сотни фотографий: это уличные сценки, наблюдения за людьми в метро, на улице, в повседневных ситуациях. Потом из этих «отражений повседневности» я делаю свой набросок.

Героини моих мозаик — отнюдь не модели, не лянцевые красавицы. Я предпочитаю работать с обычными женщинами, готовыми на эмоциональное участие и «проживание» предложенных историй.

Можете подробнее рассказать про работу с материалами KERAMA MARAZZI?

Одна из моих недавних работ — мозаичное полотно Secular Annunciation («Светское благовещение») размером 250 см на 100 см — создана с использованием венецианской эмали и керамической мозаики KERAMA  MARAZZI. В основу замысла положена картина «Благовещение» Фра Анжелико из галереи Прадо. У меня этот канонический образ трансформировался в идею девушки-ангела, которая сообщает наблюдателю благое известие.

Фон взят с фотографии, которую я сделал в 2006 году на станции «Маяковская» в петербургском метро. Это магнетическая красная поверхность, на которой ярко выделяется белый силуэт поэта Революции. Так новые образы и смыслы проникают в традиционную технику, не упраздняя старое, но дополняя его.

Есть ли у вас своя авторская техника создания мозаичного полотна?

Каждая из моих работ рождается из идеи, которую затем я превращаю в фото-эскиз. Непосредственно создание мозаичного панно начинается с определения главных цветов и тонального диапазона, который становится окончательно ясен после резки плитки. Каждый фрагмент мозаики я укладываю на цементный клей, используя эскиз в качестве ориентира. Эффект объёма в работе достигается с помощью разных оттенков цвета, которые позволяют мне добиться плавности переходов тона, сравнимой с фотографическим реализмом.

Кто становится заказчиком ваших мозаичных картин? Где их можно увидеть?

На протяжении многих лет я как автор сотрудничаю с Fondazione Berengo (ит. — Фонд Беренго). Именно встреча с основателем Фонда Адриано Беренго дала мне пропуск в мир свободного творчества, где мозаику можно использовать как самостоятельную авторскую технику. Беренго и его фонд последовательно вводят муранское стекло в контекст современного искусства. Они смогли вдохнуть в мир стекла поистине авангардные смыслы, и теперь это один из самых актуальных материалов, с которым работают современные художники.

Фонд Беренго является автором идеи и бессменным организатором выставки Glasstress, а также участником Биеннале архитектуры в Венеции. Glasstress можно назвать регулярным смотром художественных интерпретаций самых традиционных материалов — в первую очередь стекла и керамики. Многие из моих арт-проектов были представлены на этой выставке и благодаря ей получили международную известность.

Этой осенью Glasstress пройдет на главной арт-площадке Санкт-Петербурга. На выставке, организованной Государственным Эрмитажем совместно с Фондом Беренго, обещают показать работы из стекла ведущих современных авторов — таких как Кун Ванмехелен, Илья и Эмилия Кабаковы, Ян Фабр, Тони Крэгг, Лучо Фонтана и др.